Апатриды в Германии бесправны.

        Распад Советского Союза, Югославии, гражданские войны в арабских странах и последующие миграционные процессы на азиатско-африканском пространстве поставили десятки, если не сотни тысяч людей перед возможностью утраты ими гражданства.

       Отсутствие гражданства очень часто несет в себе тяжкие последствия не только для лиц, не имеющих гражданства, но и создает угрозу нестабильности для всего государств. Апатридство не позволяет «негражданам» раскрыть свой потенциал в политической, экономической и социальной сферах; способно вызвать проблемы в обеспечении социального единства и напряженность в обществе в целом. Таким образом, отсутствие гражданства создает великое множество правовых, организационных и политических проблем, которые требуют пристального внимания со стороны государств при обеспечении защиты «неграждан».

        Учитывая большой характер проблемы отсутствия гражданства, международное сообщество выработало и свои понятия по определению статуса лиц без гражданства. Эти подходы выразились в ряде международно-правовых документов, главным из которых стала Конвенция Организации Объединенных Наций о статусе апатридов от 28 сентября 1954 года. Именно этот документ лежит в основе формирования международно-правового режима обеспечения защиты прав лиц без гражданства.

 

На тему о правах апатридов и правах человека в целом, я решила поговорить с германским правозащитником, апатридом Дмитрием Адамовым.

 

- Господин Адамов, что вам известно о Конвенции по правам апатридов? В чем различие между правами апатридов и правами человека в целом?

- Конвенция эта была разработана на Конференции полномочных представителей, созванной в соответствии с резолюцией 526 А (XVII) Экономического и Социального Совета ООН от 26 апреля 1954 года. Это базовый международный документ, регулирующий статус лиц без гражданства и обеспечение в отношении этих лиц основных прав и свобод без какой-либо дискриминации. Но, в то же время, недопустимость дискриминации определена по достаточно узкому перечню признаков. Гораздо более узкому, чем во многих других международных документах в отношении прав человека и гражданина. Права человека – это более широкая категория, чем права лиц без гражданства. Это значит, что по данным вопросам (т. е. запрет дискриминации) Конвенция отстает от других международно-правовых документов.

- Так в чем заключается разница?

- Если недопустимость дискриминации апатридов в Конвенции 1954 года рассматривается только по признаку расы, религии или страны происхождения апатридов, то Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 года) в своей статье 2 более чем в три раза обозначает перечень этих самых признаков (в отношении цвета кожи, пола, языка, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства).

- Так значит, эта Конвенция, практически ничего не дает самим апатридам?

- Основной подход Конвенции в сфере защиты прав апатридов, на мой взгляд, заключается в том, чтобы государства предоставляли этим лицам не мнее объема прав, чем проживающим на их территориях иностранным гражданам. Не смотря на закрепление ряда прав, условия Конвенции 1954 года носят скорее рекомендательный характер.

- То есть, можем подвести некий итог - в большинстве случаев Конвенция 1954 года не устанавливает конкретных объемов прав апатридов, а решает только вопросы определения соответствующего режима защиты важных для человека прав: право на обращение в суд, право на образование, право на медицинскую помощь, право на религиозные убеждения и другое. Я правильно поняла суть этой Конвенции?

- Правильно. В принципе, можно констатировать тот факт, что примененный в Конвенции о правах апатридов подход, основанный на определении не самих прав апатридов, которые постоянно развиваются, а на установлении защиты их прав в привязке к правам иностранцев или граждан того или иного государства, является достаточно гибким, и обеспечивает постоянную жизнеспособность и актуальность самой Конвенции. Это, на мой взгляд, очень умное решение.

- Кто в праве принимать решение о том, признавать ли человека апатридом или нет?

- Исходя из положений Конвенции 1954 года, вопросы отнесения лица к числу апатридов решаются в рамках внутренней политики любого государства. То есть, признание лица апатридом, либо отказ признания человеком лицом без гражданства, осуществляется только (!) на основе закона этого государства. В основе определения лежит юридический подход, связанный с невозможностью рассмотрения лица в качестве гражданина какого-либо государства с точки зрения закона данного государства (безгражданство de jure). То есть, для того, чтобы лицо было признано в качестве апатрида, необходимо доказать, что между ним и данным (либо любым другим) государством отсутствует правовая связь, свидетельствующая о наличии отношений гражданства.

- Я не совсем поняла терминологию: есть апатрид и есть « лицо без гражданства» ?

- В тексте Конвенции 1954 года, изложенном на английском языке и являющемся аутентичным ее испанской и французской версиям, используется термин «stateless person», который в буквальном переводе означает «лицо, не имеющее государства (подданства)». Несколько по-иному звучит определение, содержащееся в Федеральном законе от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (статья 3). Согласно последнему Закону лицо без гражданства рассматривается как «лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства». Если в первом названном определении речь идет об отсутствии доказательств наличия у лица не только гражданства, но и подданства иностранного государства, то во втором – только об отсутствии доказательств наличия гражданства иностранного государства.

- И каковы условия признания «лицом без гражданства»?

- На примере определение лица без гражданства, допустим в Российской федерации, данное условие, то есть условие признания человека лицом без гражданства, основывается на действии одновременно двух условий:

1) во-первых, эти лица не признаны гражданами Российской Федерации;

2) во-вторых, эти люди не имеют доказательств наличия у них гражданства какого-либо иностранного государства.

То есть, как мы видим, определение «лица без гражданства» в российском законодательстве дается с учетом определения, указанного в пункте 1 статьи 1 Конвенции 1954 года. При этом, согласно Конституции Российской Федерации (ч. 3 ст. 62) лица без гражданства, как и иностранные граждане, пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Тем самым российская Конституция устанавливает в целом национальный режим для определения правового положения лиц без гражданства (как и иностранных граждан), приравнивая его к правовому положению собственных граждан. Это значит, что Конституция РФ не устанавливает различий в правовом положении иностранцев и лиц без гражданства.

- Но ведь это же прекрасно!?

- Да, разумеется. При этом хочу отметить тот факт, что, несмотря на федеративный характер устройства российского государства, субъекты Федерации не вправе своими законами изменять правовой статус лиц без гражданства, как и правовой статус иностранных граждан. Это обусловлено нормами статьи 62 (ч. 3) Конституции РФ, в которой прямо сказано, что исключения из актов национального уровня в отношении правового режима лиц без гражданства могут допускаться только федеральным законом, так и положениями ст. 71 и ст. 76 Конституции Российской Федерации, согласно которым регулирование прав и свобод человека и гражданина относится к ведению Российской Федерации, поэтому может осуществляться только федеральным законодательством.

- Понятно. Господин Адамов, Вы сами не только известный правозащитник, но и апатрид тоже. Каково положение с апатридами в Германии?

- Сложный вопрос. Административный суд города Мюнстер признал меня de-jure лицом без гражданства. При этом de-facto признавать отказываются. Говорят, что я могу быть гражданином России. Такое решение было принято в 2005 году.

- С тех пор что-то изменилось?

- В 2011 году я получил справку из федеральной миграционной службы России об отсутствии у меня российского гражданства. На этот раз федеральный суд города Гельзенкирхен затребовал подтверждения от российского консульства.

- Зачем? Ведь консульство все равно пошлет запрос в миграционную службу и Вы получите второй экземпляр справки, которая у Вас уже есть ?!

- Думаю Вы не по адресу задали этот вопрос. (смеется).

- И какими правами Вы обладаете сейчас?

- Правами? Скорее обязанностью. В моем документе (Дульдунг) записано « Владелец данного документа имеет обязательство покинуть Германию».

- Даже так? А почему? Сколько лет должен иностранец прожить в Германии для получения гражданства?

- 8 лет. Я живу в Германии с ноября 2003 года. То есть уже более 9 лет. Но, как я сказал, вопрос об апатридах полностью во власти государства. Конвенция может только «рекомендовать» и не более того.

-И кто Вы сейчас по правовому статусу?

- НИКТО! Я не гражданин Германии, я не иностранец, я не беженец и не апатрид. У меня Дульдунг, который выдают лицам, которые просили убежище в Германии и которым было в их прошении отказано.

- А Германия подписала Конвенцию 1954 года?

- Да, подписала.

- И что Вы намерены делать сейчас? Бороться дальше?

- Разумеется. Вся моя жизнь — не прекращающаяся борьба.

- Ну чтож, господин Адамов, желаю Вам успехов в Вашей борьбе!

- Спасибо!



Положение с апатридами действительно очень сложное и не всегда понятное. Многие страны умышленно занижают в своих отчетах количество лиц без гражданства на их территории. С чем это связано? Думаю с тем, что ООН призвало все страны к уменьшению количества апатридов в мире. Как можно этого достичь? Предоставив апатридам возможность приобрести гражданство тех стран, в которых они находятся. Не все страны этого хотят. По крайней мере, как мы видим, Германия точно этого не хочет.

 

 

Габриелла Шмидт

 

Перевод интервью с французского языка. Само интервью находится  здесь:  http://lemondedaujourdhui.blogs.nouvelobs.com/archive/2013/03/23/les-apatrides-en-allemagne-n-ont-pas-de-droits-une-entrevue.html

Оставить комментарий

Комментарии: 3
  • #1

    Алекс (Вторник, 02 Сентябрь 2014 16:53)

    ""То есть, для того, чтобы лицо было признано в качестве апатрида, необходимо доказать, что между ним и данным (либо любым другим) государством отсутствует правовая связь, свидетельствующая о наличии отношений гражданства.""Я де юре гражданин РФ,но де факто не обладаю правами гражданина.У меня 20 лет назад украли мою интеллектуальную собственность,изобретения,причём суд РФ стал на сторону воров.Всё просто,в материалах дела были подложные доказательства,я заявил об этом суду..Судья ответила мне на мой вопрос,когда суд будет исследовать доказательства по делу,суд не будет исследовать доказательства.На мой изумлённый вопрос,почему?Судья просто ответила,я так решила.Вот так меня судья лишила прав присущих гражданину.Какой смысл обращаться за защитой в суд и можно назвать это судом?Вот так становятся апатридом по сути.Есть смысл добиваться этого статуса де юре,Наименование суда и фамилию судьи с цитатой о моих правах предоставлю.Как итог,моя семья, дети и жена де юре граждане РФ,де факто нищие.Вот такая коллизия со связью и правами,сложная.

  • #2

    Э (Понедельник, 30 Март 2015 02:54)

    Этот "абсурд" во всех аспектах и сферах жизни на этой земле. А всё потому что те, кто мог бы навести порядок во всём этом, не стремятся к рычагам управления во всех этих сферах жизни деятельности.

  • #3

    Dmitri Malenki (Вторник, 08 Август 2017 09:31)

    Дмитрию Адамову.
    Мы с Вами были на связи несколько лет тому назад.
    Возможно, Вы помните мою историю, у меня нет гражданства с 2002 года.
    Изменился ли Ваш статус за это время?
    Мне так и не удалось получить документы. В этом году будет 15-летний юбилей моего "апатридства".
    Не могу сказать что привык к издевательству в свой адрес, но стал относиться к этому более философски.
    Изменения тоже произошли. В данный момент у меня нет ни жилья, ни адреса. Хорошо что пока дают немного на пропитание.
    Если найдете время, напишите как у Вас сложилось с властями.
    Очень сожалею о Вашей потере, и желаю всех благ Вам и Вашей семье.
    D.Malenki